Не царское дело – пассажирские страдания
Почему скандал по поводу перевозок разразился в нашем городе и вышел за пределы района?
Волна народного недовольства по поводу работы общественного транспорта в нашем городе, затеянная бывшим мэром Тары, секретарем районного отделения «Единой России», директором ледовой арены и по совместительству предпринимателем Владимиром Колесником, все-таки дала положительные результаты. Инициируя сбор подписей «рассерженных» горожан, атакуя жалобами все инстанции властной вертикали от администрации района, его депутатского корпуса до Совета глав при Омском губернаторе и приемную администрации Президента РФ, сам того не желая, отстаивая личные, сугубо коммерческие интересы, Владимир Федосеевич фактически заставил более четко и ответственно выполнять автобусные перевозки своего заклятого противника и конкурента – Тарское АТП, а городскую власть наладить более жесткий контроль за выполнением этим перевозчиком взятых на себя обязательств, согласно условиям конкурса, по которому сегодня предприятие Анатолия Кучера работает по всем 9 маршрутам городской сети. Колесник хотел разрушить монополию, а на самом деле сплотил ее. Если на старте года, сразу после новогодних каникул, едва водители АТП вышли на маршруты, выигранные своим предприятием, а пассажиры стали привыкать к новому графику движения автобусов, в редакции тарских газет и телевидения потоком шли жалобы на сбои в графиках движения, а то и невыходе автобусов в рейс, то сейчас, как и обещал директор АТП в интервью «Тарскому курьеру», ситуация с перевозками по городу «устаканилась».
Куда больше нерешенных проблем связано с пассажирскими перевозками в села и деревни района, за что несет ответственность то же АТП, но на пару с администрацией района, а вовсе не города. Частные перевозчики почему-то не желают обслуживать сельские маршруты, особенно дальние – в Егоровку, Нагорное, Литковку… Они даже не приняли участие в конкурсе на этот вид перевозок, что проводила районная власть, который также монопольно выиграло АТП. И в антимонопольную службу никто из них не строчил разоблачительных писем по поводу «сговора» «равнодушного» к нуждам людей главы Зуйкова и «алчного» Кучера. Бывший мэр обвинял в тайных соглашениях с директором АТП только «мстительного» главу города Михеева, что и на выборах его обставил, и бизнеса лишает.
Разбирательство в Федеральной антимонопольной службе по поводу жалобы Владимира Колесника вкупе с другим перевозчиком, Сергеем Кнаппом, оставшимся без своего куска на городских маршрутах, на действия администрации Тары при проведении конкурсов на перевозку пассажиров закончилось тем, что лоты по 4 маршрутам, которые в прошлом году выполняли структуры, возглавляемые этими предпринимателями, признаны законными и выполнять их по-прежнему будет АТП. За что боролись, как говорится, на то…
Неправомочным признан лишь лот, по условиям которого разыгрывались 5 маршрутов, традиционно закрепленными в последние годы за предприятием, которым руководит Кучер. То есть даже в период мэрства Колесника, когда одновременно процветал его бизнес, по этим маршрутам ездили автобусы АТП.
Но закон есть закон, предписание антимонопольщиков придется выполнять. ФАС вынес решение 31 января, но только с даты поступления официального письменного решения этого органа в администрацию города начнется процедура сроком до З-х месяцев по проведению нового конкурса на перевозки по 5 маршрутам, в распределении которых выявлена несправедливость. А это значит, что, в лучшем случае, к концу апреля середине мая проигравшие предприниматели смогут составить конкуренцию АТП в перевозках по городу, ведь до подведения итогов повторного, еще не объявленного конкурса выполнять перевозки, согласно закону, должен перевозчик, выполнявший эту услугу по условиям предыдущего, неотмененного конкурса. То есть курсировать по Таре по-прежнему будут только «общественные» автобусы АТП. Впору вновь повторить: за что боролись, на то…
Скорее всего, пятерка маршрутов, попавших в опалу, теперь не будет выставляться единым лотом. Торги предполагается провести отдельно по каждому из маршрутов, и всякий перевозчик будет иметь 5 равных шансов на победу.
Но вот вопрос: смогут ли наши предприниматели отбить у АТП хотя бы один маршрут? Система оценки перевозчиков остается жесткой – с начислением баллов по различным позициям, что включают: год выпуска автобусов, их вместимость, наличие ремонтной базы и предрейсового медицинского осмотра, единой диспетчерской, оснащенность автопарка системой «Глонасс», тахографами, уровень зарплаты водителей и т.д., в чем крупное автотранспортное предприятие пока обходит перевозчиков из числа предприимчивых владельцев пары «Газелей» и тройки «Пазиков».
По информации из мэрии города, если брать в расчет основной критерий – возраст автобусов, то самый уязвимый в этом отношении ООО «Белый аист» В. Колесника, более выигрышные шансы у С. Кнаппа, но самые предпочтительные у АТП, учитывая пополнение его автопарка уже в этом году. И январские события в сфере дележа рынка перевозок, когда из всех щелей, справедливо, с конструктивной критикой, но часто и с провокационной подоплекой, начали «мочить» АТП, его руководство и всех рядовых водителей и кондукторов без разбору, лишь мобилизовали это предприятие на упрочение позиций, укрепление материальной базы, ужесточение трудовой дисциплины. Скандал мотивировал АТП на ответную реакцию, причем здоровую и трезвую, с признанием своих просчетов, а главное, с желанием, подчеркну, профессионально, а не в виде заклинаний о бессонницах и сердечной боли из-за забот об обездоленном народе и его пассажирских страданиях, исправлять ситуацию, перестраивать свою работу с учетом мнения населения и реальных экономических условий, с позиций интересов своего предприятия, в том числе коммерческих, потому что оно должно развиваться, заботиться о выгоде работников и платить налоги. И нет оснований бросать камни в сторону АТП за то, что оно не стало потакать ожиданиям, которые заведомо невыполнимы. Автобус – не маршрутное такси. У каждого двора на улице из трех домов по требованию любого из пассажиров не останавливается, и не вина АТП, что Тара стала городом необустроенных окраин с недоразвитой дорожной инфраструктурой.
А теперь, собственно говоря, о пассажирских страданиях. Почему скандал по поводу перевозок разразился в нашем городе и вышел за пределы района? Ведь проблема остается, несмотря на то, что в Таре ситуация с автобусами, их маршрутной сетью и графиком движения относительно стабилизировалась. Но сбои случаются, а вот отмена рейсов в села района стала чуть ли не нормой. И хотя нас обвиняют в пристрастности к персоне В.С. Зуйкова, будем все-таки зреть в корень.
Не потому ли страдают пассажиры, что у нас городская и районная власть никак не хотят решать проблемы сообща? Сергей Васильевич не любит Евгения Геннадьевича, и наоборот? Не только в личностном формате, но в политическом и социально-экономическом плане связка городсело не работает, а в наших северных пределах перевозки по району всегда были убыточными, а по Таре прибыльными, поэтому прежние руководители района выравнивали этот дисбаланс, усаживали тех, кто занимается перевозками, за стол переговоров и находили варианты сотрудничества. Обслуживаешь маршруты по Таре, возьми как социальную нагрузку сельские рейсы, а тебе мы рекомендуем опробовать маршрут на одну из тарских окраин и плюс поспособствуем по обеспечению пакета заказов на другие виды перевозок, ведь возить есть кого и куда, и не только на автобусах в статусе общественного транспорта. И каждый из участников рынка транспортных услуг был вовлечен в диалог с властью и между собой. Всем хватало и заделья, и прибыли. Обслуживание города с привязкой к селу помогло удержаться на плаву и не разориться АТП, хотя одновременно набирали обороты и частные перевозчики. Район не считал город чужой территорией, а интересы АТП личным делом его директора. И предприниматели зарабатывали на хлеб с маслом, зарабатывали репутационные очки, не зря же В.Ф. Колесник заручился тогда поддержкой тарчан и занял кресло мэра. Но времена поиска компромиссов, баланса экономических выгод и социальных обязательств в Таре закончились.
К каким компромиссам готов С.В. Зуйков, если уже в областном правительстве недоумевают: почему руководителю самого крупного автотранспортного предприятия Тары или мэру города для решения вопросов по организации перевозок легче попасть на прием к министру, его заместителям, курирующим эту сферу, чем в кабинет главы района? Допустим, с городскими неурядицами пусть разбирается Михеев, хотя и он не имеет права действовать без учета интересов района в целом, но Зуйков не посчитал нужным принять Кучера даже накануне объявления конкурса по пассажирским перевозкам в тарские села на 2013 год, который проводила возглавляемая им администрация. Видимо, не царское это дело – вникать в проблемы трудового коллектива автотранспортников в несколько десятков человек, как и в пассажирские страдания тысяч людей, что ездят на общественных автобусах, а не в служебных авто, купленных за бюджетные, читай, народные деньги.
На снимке: два новых автобуса, приобретенных АТП, 12 февраля прибыли в Тару.