logo2.jpg, 39kB

2122 18.10.2012 10:37

Владимир Жилин, директор филиала ОмГПУ в Таре: «Деньги не решают всех проблем…»

- Дайте денег – школа преобразится! Сегодня нередко задачи совершенствования системы образовании переводятся в разряд финансовой проблематики. Владимир Ильич, как вы думаете, увеличение финансирования образования решит проблему его качества?

- Деньги, как и любое другое методологическое средство, могут быть нейтральны, приносить вред или пользу. Художники, поэты, композиторы становятся великими не потому, что им платят большие деньги. Все как раз наоборот. Если сейчас мне или вам предложат астрономическую сумму за хирургическую операцию, мы ее сделаем? Нет, конечно. Так и в образовании – деньги не решают всех проблем.

- Как тогда повышать его качество?

- Комплексно. Здесь и политика государства, и профессионализм управления, и профессионализм ученых и учителей, и, конечно же, грамотное финансирование.

- Что вы имеете в виду, когда говорите о профессионализме?

- К сожалению, среди ученых, как, впрочем, и среди министров всех уровней, довольно много и шариковых, и швондеров, и бендеров. Сегодня это стали понимать на государственном уровне, меры принимаются, но человек со связями и деньгами до сих пор может защитить диссертацию. В результате этот «ученый», купив звание и должность, вредит обществу и каждому из нас. Он, в зависимости от своего профиля, может либо учить тому, чего сам не знает, либо лечить так, как нельзя лечить, либо проектировать дороги и мосты, которые рассыпаются и разваливаются, создавать ракетно­космическую технику, которая оказывается в Тихом океане…

- Как вы оцениваете уровень профессионализма современных учителей?

- Сегодня, судя по знаниям и умениям студентов не только нашего вуза, я могу заключить, что в школах перестали учить. Это не значит, что выпускники школ не могут складывать и умножать без калькулятора, или читать, но многие базовые знания и умения у них отсутствуют. По физике, химии, биологии, математике, астрономии… Это характерно не только для выпускников тарских школ, а для всей России, ведь мои товарищи-коллеги работают в вузах Омска, Новосибирска, Красноярска, Барнаула, Москвы, Санкт-Петербурга, и мы обмениваемся своими наблюдениями.

- В школы пришли недоученные вузами педагоги?

- Бедственное положение с качеством образования возникло не сейчас, и даже не в 1991 году, а значительно раньше. Но решать эту проблему должны мы и сейчас. Интеллектуальные резервы, которые были в нашей стране, давно утрачены. С середины 80-х годов прошлого века я работал в омских школах и вузах. Тогда еще были учителя, которые отлично знали математику, физику, языки, историю и другие учебные предметы. Но тогда же появились серьезные проблемы у этих же учителей с психолого­педагогическими компетенциями. Недостаточно хорошо знать свой предмет, чтобы ученики овладели им. Важно умение передать свои знания. Известно, например, что выдающиеся спортсмены редко становятся хорошими тренерами. Вообще вопрос профессионализма учителей очень сложный и болезненный лично для меня.

- Почему он «болезненный»?

- Я несу персональную ответственность за качество выпускников нашего вуза. Нами много сделано. Начинали с простых и понятных решений. Во­первых, преподавателям было высказано требование ходить на занятия и доводить их до звонка. И это не смешно. В 2003 году некоторые мои коллеги заявляли, что им мало платят, и они лучше попьют чай на кафедре, а иные, в лучших традициях демагогии, квалифицировали требование соблюдать трудовую дисциплину как посягательство на личную свободу и демократию. Зачеты и экзамены надо принимать у студентов в согласии с содержанием учебной дисциплины, а не длины и количества дров, подвезенных накануне к дому экзаменатора – встречалось и такое. Была «отменена» и хорошо отлаженная по некоторым учебным дисциплинам система списывания на экзаменах.

Во­вторых, мы приложили серьезные усилия по укреплению и совершенствованию современной материально­технической и научной базы университета. Сегодня на повестке дня – создание системы качества образования. Она должна гарантировать профессиональное качество нашего выпускника. Решить ее за год­два, даже за пятилетку не представляется возможным.

- Но нельзя, наверное, ссылаясь на бесконечность процесса совершенствования, растягивать время по созданию идеальной системы до необозримого будущего?

- Промежуточные (этапные) результаты уже есть. Наши студенты не только занимают первые места на всероссийских олимпиадах по экономике, информатике и другим дисциплинам, но и успешно справляются с федеральным тестированием. Выпускники идут работать в образовательные учреждения и демонстрируют там высокий уровень компетенции.

- Как вы решили проблему с теми преподавателями, кто не принял ваших требований?

- Многие из тех, кто не хотел активно и профессионально работать, ушли сами под разными предлогами.

- Проблемы качества школьного образования помогает решить ЕГЭ?

- ЕГЭ – всего лишь инструментарий. Как им воспользоваться – зависит от нас. Не только Кавказ «замечательно» сдает ЕГЭ, хотя там выдающиеся результаты стали массовым явлением. В тарских и омских школах тоже есть «приближенные». Они потом поступают в «престижные» вузы, «успешно» их заканчивают и… идут в начальники – во всевозможные администрации, где можно понукать и не нести ответственности, перекладывая ее на других. В результате оказывается проще, а главное, полезнее, тарчанам лечиться в Омске, омичам – в Москве, москвичам – в Германии или Израиле. На автомобилях мы предпочитаем ездить иностранных. Учиться и судиться лучше в Англии. Для того, чтобы взращивать культуру и спорт, мы вынуждены уезжать в соседнюю Тюменскую область. Почему? Только ли потому, что там больше денег? Богатство, красивые города, умную и надежную технику, хорошие дороги создают люди. А коррупция, протекция, имитация и профанация не воспитывают профессионалов. Наоборот, уничтожают их. Сегодня профессионалы оказываются за бортом принятия решений. Если вы предложите мне, например, управлять атомной подводной лодкой, больницей или библиотекой, я не соглашусь, так как я в этих областях не профессионал. Однако образованием могут управлять все. Главное, быть приближенным к начальникам и иметь «корочки» менеджера.

Мы несколько раз подавали заявки на грант РГНФ по созданию лаборатории качества образования, в рамках которой предполагалось выявлять компетенции выпускников школ северного региона Омской области. Решение отрицательное, хотя другие наши идеи поддерживаются. Почему? Похоже, что в Москве и без нас знают истинное положение дел, или там вообще нет дела до нас и нашего качества образования. На самом деле – зачем москвичам хорошее качество образования тарских или знаменских школьников?

- И какой выход?

- Во-­первых, надо понять и принять, что качество образования, как и наше здоровье, и наша жизнь вообще нужны лишь нам, нашим родным и близким. И, во-вторых, профессионально, в полную силу и ответственно работать на своем месте.

- И больше ничего не надо?

- Еще нужны здоровье, любовь, солнце над головой, радость общения с родными и близкими людьми, достойное вознаграждение за труд и еще много-­много приятных, жизненно важных мелочей…

- В последнее время над высшим педагогическим образованием «сгущаются тучи». Педвузы обвиняют в том, что их выпускники не хотят ехать работать по специальности в село. Например, на августовском совещании тарского учительства упрек прозвучал в адрес вашего филиала. Вам есть что ответить?

- Да, я слышал такого рода рассуждения, но, как правило, они принадлежат чиновникам-нуворишам, что привычно пытаются переложить ответственность с больной головы на здоровую. Их рассуждения можно свести к следующим инсинуациям: «Мы для них – людей, электората – делаем все: строим дороги и дома, выдаем подъемные, высокие зарплаты, а они не хотят всем этим благом воспользоваться, бегут от своего счастья. И педвузы не гонят своих выпускников в цветущие деревни по асфальтовым дорогам в благоустроенное жилье с трезвыми соседями…».

А если без иронии, то коллективы педвузов и тарского, в частности, неустанно работают над формированием гражданской ответственности и профессионального долга будущих учителей. Но сегодня есть фундаментальные исследования, убедительно доказывающие, что даже те педагоги, у которых изначально после получения диплома идейные ценности доминируют над потребительскими, вынуждены в течение первых 3-5 лет работы в школе пересмотреть иерархию собственной ценностной шкалы и уйти работать в другую сферу. Это обусловлено целым рядом обстоятельств, среди которых на первом месте стоят условия труда педагога, которые сегодня мало кого удовлетворяют. Не спасает ситуацию и повышение зарплаты. При одинаковой зарплате учителя и офисного работника, трудозатраты первого несравненно больше.

Показательным является и поведение наших «выпускников» более старшего поколения, которые работали у нас, защитили диссертации, получили профессиональные навыки и ушли. Как это не банально и прозаично звучит – ушли в поисках лучшей доли.

- То есть насильно в деревню никого не загонишь, тем более, если там нет элементарных условий для жизни. Ну и величина зарплаты учителя, хотя вы и говорите, что деньги не главное в образовании, играет не последнюю роль в выборе молодого человека после окончания вуза?

- С 90-х годов прошлого века смена профессии в течение жизни человека стала нормой, в том числе и в России. Сегодня затраты на «доучивание» с целью соответствия повышенным требованиям в ранее освоенной профессии сравнимы с затратами на освоение новой профессии. В этой связи перед обществом в целом и перед институтом образования в частности актуализировалась задача обучения через всю жизнь.

Еще хочу добавить, что юридически крепостничество в России закончилось в 1861 году, фактически – в 70-80 годы XX века. Это должны знать и чиновники от образования. Знать и не предпринимать новых попыток закрепощения людей. Мы, россияне, и учителя в том числе – свободные люди! Это дает нам не только право избирать и быть избранными, но и жить там, где больше нравится, и работать в той профессии, которую мы выбираем самостоятель-но. В статье 37 Конституции РФ кроме прочего сказано: труд свободен! Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Принудительный труд запрещен. А в статье 43 утверждается, что каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

И еще два важных обстоятельства: первое – не дураки принимали решение об открытии в 1992 году филиала педагогического университета в Таре, и второе – если филиал сегодня закрыть за его вымышленную кем­то «бесполезность», то школы северных районов Омской области останутся без учителей, так как из Омска мало кто поедет работать в наши села. В этой связи не стоит нынешним местным чиновникам руководствоваться лозунгом: «После нас хоть потоп».

Чтобы оставить комментарий, необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.

© 2012 - 2024, ООО РИА «Тарский курьер»
© Все права защищены.

Редактор – Сергей Мальгавко,
тел. (38171) 2-35-33.

Редакция: 646530, Омская область, г. Тара, ул. Дзержинского,7
ИА «Тарский курьер» - районный информационный интернет-портал. Тара и Тарский район Омской области в режиме online - новости о жизни города и района. Экономика, новости политики, бизнес, сельская жизнь, спорт, культура, происшествия. Все права на материалы, созданные журналистами, фотографами и дизайнерами ИА «Тарский курьер», принадлежат ООО РИА «Тарский курьер».

Вся информация, размещенная на сайте www.tktara.ru, охраняется в соответствии с законодательством РФ и не подлежит использованию в какой-либо форме, в том числе воспроизведению, распространению, переработке иначе как со ссылкой на сайт www.tktara.ru. При цитировании материалов ИА «Тарский курьер» в интернет-источниках должна быть прямая гиперссылка - www.tktara.ru.

Представителем авторов публикаций является ООО РИА «Тарский курьер». Редакция не всегда разделяет точку зрения авторов и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте.

Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов.
18+
Материалы сайта могут содержать информацию, не подлежащую просмотру лицам, младше 18.


Яндекс цитирования