Тайны Путина и пустяки Сафронова
C художником Владимиром Сафроновым мы пили кофе, и вдруг чтото заставило его примерить друг к другу три прямоугольника бумаги.
- Смотри, вылитый Путин! – воскликнул он, скомпоновав глаза и улыбку Моны Лизы с фотографией мужика (господина? рекламного пижона?) в костюме и галстуке из попавшегося под руку глянцевого журнала. – Точно, ВВП! Я назову этот коллаж «Загадочная улыбка Президента» и подарю его Путину. При случае…
Я присмотрелся и удивился. В который раз поразился провидению моего друга. Как ему, казалось бы, насквозь аполитичному человеку, удается выражать атмосферу времени, чувствовать его нерв, незримое течение и почти нескрываемое лукавство.
Путин до сих пор самый неразгаданный из политиков. Законспирированный и себе на уме. Говорит одно, делает другое, а о чем думает на самом деле, кажется, не знает никто. Ему хочется верить, хотя для этого все меньше причин и поводов. Тем не менее, на выборах Путин набрал 63,6 процента голосов в свою поддержку. И необъяснимый всероссийский гипноз продолжается, хотя скорой инаугурации Путина предрекают славу самой скандальной в мире. Вопервых, потому, что оппозиция накануне проведет в Москве митинг, а во-вторых, 7 мая, день своего третьего вхождения во власть, Путин объявил нерабочим днем.
Я могу долго рассуждать о «путиниане», но мое многословие поверхностно по сравнению со взглядом художника на бывшего подполковника КГБ, которого судьба вынесла на вершину властной вертикали. Хотя бывших гэбистов не бывает, и это тоже читается в коллаже Сафронова...
Черт знает, как ему удается создавать образы из пустяков, можно сказать, из мусора. «Когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда…», – откровение Ахматовой, датированное еще 1940 годом, точнее всего раскрывает процесс творчества Сафронова. Лучшими своими работами он считает, например, серию коллажей (наверное, всетаки инсталляций) из стиральных досок…
Скоро эти и другие работы можно будет увидеть в Тарском художественном музее, где 18 мая должна открыться первая персональная выставка Владимира Сафронова в его родном городе.
Долгое время он обитал в Санкт-Петербурге, где учился на театрального художника, там же был принят в члены Союза художников России, а потом жил и работал в Москве, существуя, в основном, за счет продажи своих живописных работ через галереи.
Часть работ для тарской выставки на днях привезла из столицы жена художника. А ранее в наш город его вернул Северный театр имени М.А. Ульянова, где теперь Владимир работает главным художником. Впрочем, что главнее в его жизни – театр? Живопись? Инсталляция или коллаж? Фотография, на язык которой он переходит в отдельные периоды? Вряд ли сам художник ответит однозначно о способе выражения, о поиске средств для раскрытия образа, что вдруг возникает в определенный момент и словно настаивает на собственной материализации в красках, декорациях или цифровых пикселях. Талант многогранен, и, по-прежнему, остается загадкой, как улыбка Моны Лизы или трижды президент Путин.
Заглянув накануне вернисажа на кофе в мастерскую художника, я могу быть категоричен лишь в том, что выставка работ Владимира Сафронова станет одной из самых интересных и значимых в истории культурной жизни Тары. Не пропустите ее!